Центр проблем
развития образования Белорусского государственного университета www.charko.narod.ru |
Альманах № 4
"Образовательные практики: амплификация маргинальности" |
После
лекции Полонникова А.А. Размышления психолога
ФОФАНОВА
Галина Александровна, студентка 4-го курса отделения
психологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного
университета, г. Минск.
К размышлениям подталкивают не
только содержание бесед и круг обсуждаемых проблем, но и сама форма, способ
построения лекции. Это не та лекция в классическом варианте, к которой уже
привыкли и с легкостью адаптировались студенты. Это не классическое “внедрение”
(весьма поверхностное зачастую) переработанной преподавателем информации
студентам. Здесь нет механического запоминания и записывания. Это своего рода
brainstorming, более или менее удачный и эффективный. Проблема заключается в
том, что большинство студентов к этому не подготовлены, и круг проблем,
обрисованных преподавателем и действительно нуждающихся в разрешении или хотя
бы в обдумывании, не находит отклика в студенческой среде. Эта ситуация
заслуживает самого глубокого рассмотрения, т.к. именно она напрямую зависит (и
связана) с проблемой высшего образования (следовательно, с тем кругом проблем,
о которых говорит А.А. Полонников).
Каково высшее образование на
сегодняшний день? Каково высшее психологическое образование? Саму суть
образования можно свести к двум внешне взаимоисключающим, а в действительности
взаимосвязанным и взаимообусловленным процессам:
1) преемственности (репродуцированию),
2) инновационной деятельности
(творчеству).
Эти различные стороны образования
редко бывают уравновешены друг другом. Обычно преобладает какая-то одна из
сторон. В настоящее время существует значительный крен в сторону репродуктивной
деятельности. На практике это выглядит так, что образование выступает в роли
ретранслятора ценностей, опыта, идей, которые выработаны человечеством на
протяжении веков. Ретрансляция осуществляется в виде целенаправленного
учебно-воспитательного процесса, в ходе которого ценности культуры и опыт
человечества передаются в виде соответствующих знаний, умений и навыков (а чаще
всего — в виде несистематизированных знаний различных областей). Если учесть,
что опыт человечества с каждым годом становится всё более и более обширным,
требования к кругозору и профессионализму все выше и выше, то на сегодняшний
день идёт загрузка студентов, как компьютера, огромным количеством бессистемных
знаний. Невольно вспоминается “нас всех учили понемногу, чему-нибудь и
как-нибудь”. Существует (помимо требований к объекту знаний) ещё одна очень
серьёзная проблема: ориентация на функциональный аспект подготовки студентов.
Образование превратилось в социальный институт, ориентированный на социальный
заказ, реализуемый им с помощью психолого-педагогического воздействия на
личность студента. Кого должны выпускать ВУЗы? Узкого специалиста, владеющего
некоторыми навыками, определённым набором функций и т.п.? Или человека с
большим объёмом разнообразных знаний, оторванных от практики, от реальной жизни?
Существующая система образования готовит выпускников именно такого характера.
Учебные заведения трансформируются из центров духовной культуры и науки в
специализированные центры профессиональной или иной функциональной подготовки
учащихся. Это привело к углублению разрыва между формированием универсальной,
творческой личности и подготовкой к сугубо исполнительской, репродуктивной
деятельности. Тезис о всестороннем развитии творческой личности, о
самообразовании, самосовершенствовании остаётся только тезисом. Ни о каком
раскрытии творческого потенциала и речи быть не может при нынешней системе
образования. Творчество студентов проявляется в умении как можно успешнее
“отчитаться” перед преподавателем, сдать всё, что он потребует и поскорее
забыть то, что в него “впихнули”. Любое знание для того, чтобы стать знанием в
подлинном смысле этого слова, требует рефлексии над ним, критического
осмысления знания. В силу различных обстоятельств рефлексии подвергается лишь
незначительная часть знаний. На первый взгляд, причина в самом студенте,
который не мотивирован к такого рода мыслительной деятельности (бывают
исключения, но я говорю в целом). Нагруженный большим объемом
несистематизированных знаний, в конечном счёте студент оказывается в
информационном хаосе. Из-за чего? В нынешней системе образования нет ориентации
на целостно-смысловое содержание преподаваемого материала, другими словами,
получаемые знания расширяют кругозор, но расшатывают мировоззренческий
стержень, являющийся основой для критического переосмысления. Вина ли это
самого студента или системы, в которой он находится, — сложный вопрос. Скорее
всего, причины и там, и там.
С другой
стороны, причины недостаточного масштаба рефлексии могут заключаться и в стиле,
и в методах преподавания материала при нынешней системе образования. Для всех
известен принцип студента: выучил-сдал-забыл. Во многом поддержанию такого рода
деятельности способствуют сами преподаватели. И это тоже проблема. Критическое
рассмотрение того, что и как преподавать, должно занимать преподавателей в
первую очередь. К преподавателям психологии это относится в ещё большей
степени. Проблема заключается в том, что и преподаватели, и студенты привыкли к
репродуктивному стилю деятельности. Но данная форма образования неадекватна ни
времени, ни накопленным знаниям, ни требованиям к выпускникам и специалистам.
Возвращаясь в ситуацию лекции Полонникова А.А., обратим внимание на форму
преподавания лектора и поведение студентов. Попытка преподнести новую форму,
поставить проблему, активизировать мышление, критическое осмысление встречает
сопротивление и лишь у единиц принятие. Нынешняя система образования не
способствует креативности. Студенты превращаются в исполнителей и только. Как
изменить ситуацию, как перестроить систему образования, чтобы она действительно
развивала творческую личность? Пока больше вопросов, чем ответов. Таковы
размышления.